ninja (enter_the_ninja) wrote,
ninja
enter_the_ninja

Фестиваль "Театртреффен" в Берлине

В Берлине завершился фестиваль "Театртреффен" — традиционный смотр лучших спектаклей прошлого года из всего немецкоязычного театрального пространства
Немецкий театр — во всяком случае, многие спектакли из десятки выбранных жюри — по-прежнему живет современными интерпретациями классических пьес. На такой театр всегда можно положиться, именно он свидетельствует о том, что традиция режиссерского театра живет. Это не значит, что все спектакли такого рода кажутся сильными. Некоторые, напротив, показывают исчерпанность некоторых пьес — почему-то именно на "В ожидании Годо" знаменитого берлинского Дойчес-театра в постановке болгарского режиссера Ивана Пантелеева стало ясно, что классическая абсурдистская пьеса Сэмюэла Беккета словно звучит в пустоте: и актеры заняты вроде бы очень хорошие, и метафора художника Марка Ламмерта понятна — круглая воронка в центре наклонного черного подиума напоминает о ловушке, в которую попались сомневающиеся, но все-таки верящие в загадочного Годо герои, но и сам спектакль похож на бесполезное ожидание события, которое так и не случится.


Берлинский Дойчес-театр верен не сегодня выбранной им миссии — театра автора. Но сильные интерпретации того или иного автора могут существовать и вне внятной общей концепции того или иного театрального дома. Одним из самых сильных на фестивале стал "Йун Габриэль Боркман" по пьесе Генрика Ибсена в постановке Карин Хенкель, приехавший из гамбургского театра "Дойчес Шаушпильхаус" (знаменитый театр недавно начал выходить из довольно долго длившейся творческой депрессии). И здесь как раз замысел художника спектакля Катрин Ноттродт стал определяющим: герои Ибсена живут словно в бетонном бункере, уступами сужающемся к глубине сцены-тоннеля, и только в дальнюю нишу этой страшной норы, кажется, способен проникать сверху солнечный свет. Сравнение с норой приходит невольно — уж больно похожи герои Ибсена на загнанных в угол крыс. Не только две сестры, ведущие борьбу за молодого героя, который приходится одной сыном, а другой — племянником и воспитанником, но и сам объект их гротескного раздора, и его отец, умирающий то ли от болезней, то ли от так и не пережитого позора заглавный герой,— все они словно вывернуты наизнанку, изуродованы, ущербны, сломаны. Возможно, просто потому, что навсегда лишены свежего воздуха и естественного освещения.

Есть, впрочем, в сегодняшнем Берлине театр, в котором ни один спектакль не появляется как отдельное произведение, все они сделаны в рамках новой внятной программы — речь идет о Театре имени Горького. Он, основанный в Восточном Берлине после войны и еще несколько лет назад бывший чуть ли не на грани закрытия как ненужное наследие коммунистической эпохи, теперь стал одним из самых модных в городе. И все благодаря оригинальной концепции постмигрантского театра — театра многонационального города, который должен заниматься радостями и горестями современного мультикультурного сообщества, сложившегося сегодня в Берлине. Так что и среди авторов пьес, и среди актеров труппы, и среди режиссеров немало выходцев из Турции, стран Восточной Европы и России, балканских стран. А теперь и из Израиля.

Израильский режиссер Яэль Ронен не впервые работает в Берлине: несколько лет назад в "Шаубюне" она поставила спектакль о взаимоотношениях еврейской и арабской молодежи в своей стране. Теперь на сцене Театра имени Горького Ронен вместе с многонациональной командой занялась проблематикой Балканского полуострова. Темой спектакля "Общая основа", тоже выбранного в афишу фестиваля "Театртреффен", стала боснийская война. Создан он на основе частных воспоминаний людей, так или иначе вовлеченных в конфликт с разных сторон: у одной героини отец погиб в лагере, а у другой — отец был в нем охранником. Внешний сюжет этой динамичной и не избегающей юмора постановки — путешествие, которое причастные к недавней войне выходцы с Балкан совершают в компании немца и израильтянки — представителей стран, не понаслышке знающих, не только о том, что такое война, но и о том, как преодолевать ее жуткие последствия. Сюжет же внутренний: поиски наилучшего языка коммуникации — как между совершенно разными, часто непримиримыми людьми, так и между сценой и сегодняшним зрительным залом. Судя по опыту Театра имени Горького, в берлинской моде язык прямых, непростых вопросов и простых сценических приемов.

Tags: берлин, искусство, современное искусство, театр
Subscribe
promo enter_the_ninja february 1, 2015 08:44 1831
Buy for 10 tokens
Всем здравствуйте! На моей странице вы можете найти самые последние новости, увидеть самых горячих девочек, отправиться в самые далекие путешествия, узнать самые последние факты и конечно же встретите самый взаимный френдинг. Делаю рекламу ваших записей в моем блоге. За подробностями…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment