ninja (enter_the_ninja) wrote,
ninja
enter_the_ninja

Category:

Почему сейчас актуален сквоттинг?

Уверен, что сейчас многие задались вопросом: "А все-таки, что такое сквоттинг?". У меня была аналогичная реакция, когда я наткнулся на похожую статью в интернете. И сейчас, друзья-блогеры, буду просвещать и вас.

Сквоттинг — одно из самых важных и интересных социальных движений второй половины XX века, оказавшее существенное влияние на политику, культуру, урбанизацию, идеи антиглобализма и автономизма. Мы попытались разобраться и составили полномасштабный гид по истории, типологии и формам сквоттинга — возможно, самого свободолюбивого культурного феномена.
Общее дело: Как появился сквоттинг, каким он бывает и почему снова актуален сейчас. Изображение №3.



История и предпосылки сквоттерства

Идейными предшественниками современных сквоттеров многие считают диггеров — сообщества крестьян, возникшие в эпоху буржуазной революции в Англии и критиковавшие идею частной собственности на землю и её эксплуатацию властью. Они считали, что частная земля есть результат её незаконного захвата, и призывали своих приверженцев возделывать незанятые угодья на коллективных началах.

В XX веке сквоттинг становится в большей степени индустриальным феноменом — незаконные захваты пустующих зданий и формирование коммун происходят уже в крупных промышленных городах. Особенно массовым это явление становится в послевоенное время, когда для большого количества людей обостряется жилищная проблема: в Англии и других странах Европы вернувшиеся домой солдаты вынуждены были занимать бараки и пустующие здания, поскольку большое количество жилых помещений было уничтожено.

Это — вынужденная или стихийная форма сквоттинга, которой занимались беженцы, лишенцы, бездомные или другие малоимущие слои населения. В эпоху расцвета хиппи, студенческих волнений и зарождения феномена контркультуры сквоттерство получило совсем новую форму — политизированную, которую реализует молодёжь радикально левых взглядов. Теперь захваченные здания и территории начинают использовать не только для реализации жилищной стратегии, но и для создания в них автономного социокультурного пространства.

Вторая половина 1960-х годов для западного общества становится временем важнейших социальных сдвигов и трансформаций общественного сознания. Кризис доверия к органам государственной власти и политическим партиям, милитаризация государств и гонка вооружений, загрязнение окружающей среды приводят к тому, что всё больше молодых людей объединяются под флагом новой левой идеологии. В США и развитых капиталистических странах Европы проходят массовые студенческие волнения, зарождается новая формация протестных групп и новых социальных движений — феминистского, антивоенного, движения за права сексуальных меньшинств и гражданские права. Импульс получает развитие автономизма, в среде которого как явление окончательно оформляется сквоттинг.

В 1960–1970-х годах появилось огромное количество сквотов и контркультурных коммун в мегаполисах США и Западной Европы. В Париже, Брюсселе, Берлине, Барселоне, Амстердаме, Лондоне и других городах тысячи людей незаконно занимали помещения бывших фабрик, промзоны, заброшенные склады, старые казармы, разрушенные церкви и особняки. Так появились легендарные миланский Леонкавалло, копенгагенская Христиания, лондонский Рампарт, чуть позже берлинские Тахелес и Кёпи.

Для нового поколения сквоттеров захват и проживание в пустующих полуразрушенных зданиях был формой идеологического отчуждения и антикапиталистической борьбы. Они не хотели быть включёнными в общество и реализовывать его модели потребления, наоборот — стремились создать автономное самоуправляемое пространство, часто являющееся одновременно жильём, социальным и художественным центром.

Сквоттерское движение всегда было очень разнообразно по своему составу и своей идеологии. Оно включало в себя представителей многих субкультур и контркультур: хиппи, панков, революционно настроенных студентов, художников, музыкантов, творческую молодёжь, андеграунд, городских активистов, антиглобалистов, — но всех их объединяла декларируемая оппозиция господствующей культуре и государству.

Известные современные сквоты

Христиания

Христиания, расположенная в центре Копенгагена, — частично самоуправляемая хиппи-коммуна со своими законами, флагом и валютой.

Появилась в 1971 году, когда местные хиппи самовольно заняли военные бараки, принадлежащие городу. Вслед за ними в пустующие здания перебрались анархисты, творческая молодёжь, сквоттеры, наркоманы и другие оторванные или вытесненные из социума элементы. Власть долгое время не обращала на них внимания, и легальный статус разросшейся коммуны не был определён, пока один из главных идеологов Христиании, анархист Якоб Лудвигсен, не провозгласил её свободным городом. Тут ещё проблемы с продажей наркотиков, на которые власть не могла закрывать глаза, — у коммуны начались проблемы. Казармы неоднократно пытались избавить от нелегальных поселенцев, в ход шли чистки, рейды полицейских, аресты сквоттеров, правовое давление. В 2011 году Христиания всё-таки добилась полуавтономного статуса — её граждане (их насчитывается порядка 1000 человек) выкупили у Копенгагена часть земли и теперь платят муниципалитету за коммунальные расходы, свет и воду.
Общее дело: Как появился сквоттинг, каким он бывает и почему снова актуален сейчас. Изображение №11.Общее дело: Как появился сквоттинг, каким он бывает и почему снова актуален сейчас. Изображение №12.Общее дело: Как появился сквоттинг, каким он бывает и почему снова актуален сейчас. Изображение №13.Общее дело: Как появился сквоттинг, каким он бывает и почему снова актуален сейчас. Изображение №14.
Экономика коммуны самодостаточна и не зависит ни от города, ни от национальных дотаций. Главным источником доходов остаётся продажа лёгких наркотиков и туризм. Кроме того, на территории Христиании функционируют кафе, мастерские, арт-студии, клубы и другие привычные для любого города институции, на которых также зарабатывают местные жители.

Башня Давида

Небоскрёб миллионера Давида Бриллембурга должен был стать одним из главных финансовых центров Каракаса, но смерть инвестора и последовавший за ним банковский кризис в Венесуэле превратили его в вертикальные трущобы высотой под 50 этажей и один из самых известных скотов в мире. Известности ему прибавил сериал «Родина», в котором башни показаны как прибежище асоциальных и криминальных элементов. Что есть не совсем правда: тут проводились полицейские облавы и совершались преступления (куда без этого в одном из самых криминогенных городов мира), но в целом жизнь куда лучше и безопасней, чем в спальных районах.
Общее дело: Как появился сквоттинг, каким он бывает и почему снова актуален сейчас. Изображение №15.Общее дело: Как появился сквоттинг, каким он бывает и почему снова актуален сейчас. Изображение №16.Общее дело: Как появился сквоттинг, каким он бывает и почему снова актуален сейчас. Изображение №17.
Во многом это была образцовая коммуна: жители башен ходили на службу, здесь работали магазины, спортивные площадки и залы, салоны красоты. У жителей были организованы дежурства по уборке, система безопасности, регулярные встречи для решения текущих проблем. Летом прошлого года правительство Венесуэлы начало переселять жителей башен — ими заинтересовались китайские инвесторы. Здание опустело.

Берлинский Кёпи

Самый главный (учитывая, что не менее легендарный сквот Тахелес два года назад закрыли) из берлинских сквотов, Кёпи, в этом году отмечает своё 25-летие. Сквотом здание стало после падения стены и массового переезда восточных немцев в Западный Берлин. Опустевший дом собирались снести, но его вовремя оккупировали сквоттеры. В итоге всё это вылилось в четвертьвековую историю борьбы автономов и власти: жители и постояльцы Кёпи не единожды отбивали его у девелоперов и боролись с желанием хозяев продать его. И до сих пор успешно. Сегодня это культурный центр в полулегальном статусе — в мрачноватом здании, исписанном сверху донизу граффити, проходят концерты, вечеринки, выставки и прочая субкультурная активность.
Общее дело: Как появился сквоттинг, каким он бывает и почему снова актуален сейчас. Изображение №18.Общее дело: Как появился сквоттинг, каким он бывает и почему снова актуален сейчас. Изображение №19.Общее дело: Как появился сквоттинг, каким он бывает и почему снова актуален сейчас. Изображение №20.
2015-м скоттеры никуда не деваются и регулярно появляются в новостях: занимают в Сохо бар, оккупируют парк в Марселе, организовывают социальные центры, проводят межнациональные форумы и фестивали. Друзья, а может, у вас тоже были какие-то предпосылки к сквоттингу?


Больше информации в нашем сообществе:
Tags: 2015, art, ndvos, арт, искусство, как, картинки, онлайн, работа, санкт-петербруг, скачать, смотреть, современное искусство, творчество, фото, фотограф, фотографии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo enter_the_ninja february 1, 2015 08:44 1833
Buy for 10 tokens
Всем здравствуйте! На моей странице вы можете найти самые последние новости, увидеть самых горячих девочек, отправиться в самые далекие путешествия, узнать самые последние факты и конечно же встретите самый взаимный френдинг. Делаю рекламу ваших записей в моем блоге. За подробностями…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments