Египетских мумий съели европейцы

Продавец египетских мумий — фото 1875 года
"Европейская цивилизация" не перестает удивлять своим варварством и неуважением к культуре других народов.
Поедание мумий
В наши дни египетские мумии большая редкость и не потому, что за тысячи лет в своих гробницах они рассыпались в пыль. Это произошло потому, что на них был бешеный спрос в Европе 17-го века — европейцы использовали толчёные в порошок египетские мумии для лечения больных.
Рынок торговли мумиями формируется к 16 веку. Появляется ассортимент: mumia vulgaris (мумия обыкновенная), mumia arabus (мумия арабская), mumia sepulchorum (мумия из гробниц). Европа страстно желает чудодейственное средство.
Купец Йоханн Хеллфирих из Лейпцига пытается купить в Египте хоть одну из тех правильных «черных, как уголь» мумий, которые «местные ищут с величайшей энергией и продают торговцам из Каира». Некий англичанин в 1580 году упоминает: «Тела древних людей, не сгнившие, а целые, выкапывают ежедневно. Эти мертвые тела и есть те мумии, которых врачи и аптекари заставляют нас глотать против нашей воли».
Сам факт поедания трупов в медицинских целях никого не ужасает, поскольку укладывается в тогдашнюю медицинскую практику. К примеру, датский король Кристиан IV лечился от эпилепсии порошком из перемолотых черепов казненных преступников.
Главная проблема средства — лекарство не действует. По утверждению врача четырех французских королей и одного из основателей современной хирургии Амбруаза Паре (1510–1590), он сотни раз назначал мумию, но результатом были только боли в желудке и вонь изо рта.
В конце 17 века ученые открыто насмехаются над мумией. Французский ботаник Пьер Поме (1658–1699) долго описывает, как отличить настоящую мумию от фальшивой, а после замечает, что лучше всего вещество годится для прикормки рыбы. Это не было шуткой. В «Отдыхе джентльмена» 1686 года Ричард Блом советует приманивать рыбу мумией, смешанной с конопляным семенем.
В 18 веке лечение мумиями общепризнано шарлатанством. Но в 1798 году Наполеон отправляется завоевывать Египет, и мания выходит на новый уровень.
Мумия - гвоздь программы для званных вечеров
Поход Наполеона порождает в Европе моду на все египетское. Жадно скупаются папирусы, талисманы в виде скарабеев и, конечно, мумии. На улице Каира можно встретить торговцев целыми телами, но гораздо чаще продаются фрагменты.
Туристы 19 века копаются в корзинах, из которых руки мумий торчат, словно багеты. Самый ходовой товар — головы, самый дорогой — мумии из богатых гробниц.
Цены минимальные: голову можно купить за 10—20 египетских пиастров. Все это нелегально вывозится в Европу. На рабочем столе писателя Густава Флобера 30 лет стояла мумифицированная ступня, которую он добыл в Египте, ползая «как червь» по пещерам.
«Это было бы не слишком респектабельно — показаться в Европе по возвращению из Египта без крокодила в одной руке и мумии в другой», — писал монах Фердинанд де Жерамб в 1833 году.
Мумий уже не ели, они превратились в аттракцион. Разматывание бинтов стало кульминацией званых вечеров и платных шоу, которые завершались научно-популярными лекциями.
«Работа по распеленанию началась. Верхний конверт бинтов из грубого льна был вскрыт ножницами. Слабый запах бальзама, специй и ароматических веществ наполнил комнату, напоминая запахи аптеки. Затем был найден конец бинта, и мумию поставили прямо, чтобы разматывающий мог свободно двигаться вокруг нее… И вот два белых глаза с черными зрачками засверкали своей искусственной жизнью. Это были эмалированные глаза, которые обычно вставляли бережно сделанным мумиям», — так писатель Теофиль Готье описывал шоу, устроенное на Парижской выставке в 1855 году.
Мумия для искусства
Призывы уважать погребения и прах египтян зазвучали только в конце 19 века. Но, прежде чем успокоиться в музеях, мумиям еще предстояло поработать на искусство. Ими пишут картины.
Двести лет европейские художники применяют порошок из мумий в качестве коричневого пигмента. Считалось, что у него хорошая прозрачность, им удобно работать тонкими мазками. Только в 1837 году английский химик Джордж Филд в трактате о красках и пигментах заключает: «Мы не добьемся ничего особенного, размазывая по холстам останки жены какого-нибудь Потифара, чего можно добиться при помощи более приличных и устойчивых материалов».
Символическую точку в арт-каннибализме поставил случай, произошедший в июне 1881 года. Английский живописец Эдвард Берн-Джонс собрал на ланч в саду своих приятелей. Один из них рассказал, что недавно получил приглашение посетить мастерскую по изготовлению красок, чтобы глянуть на мумию перед ее перетиранием в пигмент. Берн-Джонс начал спорить: «Наверное, краска названа из-за сходства цвета! Не может быть, что ее делают из тел!» Друзья убедили его в обратном.
Художник выбежал из-за стола и вернулся с тюбиком краски «Мумия коричневый». Он заявил, что хочет обеспечить этому человеку достойное погребение. Присутствующие выкопали ямку и торжественно похоронили тюбик с краской. 15-летняя дочь хозяина посадила на могиле цветы.
Journal information
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital274
- Friends of2 500+
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- View all available promo