Египетских мумий съели европейцы

Продавец египетских мумий — фото 1875 года


"Европейская цивилизация" не перестает удивлять своим варварством и неуважением к культуре других народов.

 

Поедание мумий
 

 В наши дни египетские мумии большая редкость и не потому, что за тысячи лет в своих гробницах они рассыпались в пыль. Это произошло потому, что на них был бешеный спрос в Европе 17-го века — европейцы использовали толчёные в порошок египетские мумии для лечения больных.

 

Рынок торговли мумиями формируется к 16 веку. Появляется ассортимент: mumia vulgaris (мумия обыкновенная), mumia arabus (мумия арабская), mumia sepulchorum (мумия из гробниц). Европа страстно желает чудодейственное средство.

 

Купец Йоханн Хеллфирих из Лейпцига пытается купить в Египте хоть одну из тех правильных «черных, как уголь» мумий, которые «местные ищут с величайшей энергией и продают торговцам из Каира». Некий англичанин в 1580 году упоминает: «Тела древних людей, не сгнившие, а целые, выкапывают ежедневно. Эти мертвые тела и есть те мумии, которых врачи и аптекари заставляют нас глотать против нашей воли».

 

Сам факт поедания трупов в медицинских целях никого не ужасает, поскольку укладывается в тогдашнюю медицинскую практику. К примеру, датский король Кристиан IV лечился от эпилепсии порошком из перемолотых черепов казненных преступников.

 

Главная проблема средства — лекарство не действует. По утверждению врача четырех французских королей и одного из основателей современной хирургии Амбруаза Паре (1510–1590), он сотни раз назначал мумию, но результатом были только боли в желудке и вонь изо рта.

 

В конце 17 века ученые открыто насмехаются над мумией. Французский ботаник Пьер Поме (1658–1699) долго описывает, как отличить настоящую мумию от фальшивой, а после замечает, что лучше всего вещество годится для прикормки рыбы. Это не было шуткой. В «Отдыхе джентльмена» 1686 года Ричард Блом советует приманивать рыбу мумией, смешанной с конопляным семенем.

 

В 18 веке лечение мумиями общепризнано шарлатанством. Но в 1798 году Наполеон отправляется завоевывать Египет, и мания выходит на новый уровень.
 

Мумия - гвоздь программы для званных вечеров

 

Поход Наполеона порождает в Европе моду на все египетское. Жадно скупаются папирусы, талисманы в виде скарабеев и, конечно, мумии. На улице Каира можно встретить торговцев целыми телами, но гораздо чаще продаются фрагменты.

 

Туристы 19 века копаются в корзинах, из которых руки мумий торчат, словно багеты. Самый ходовой товар — головы, самый дорогой — мумии из богатых гробниц.

 

Цены минимальные: голову можно купить за 10—20 египетских пиастров. Все это нелегально вывозится в Европу. На рабочем столе писателя Густава Флобера 30 лет стояла мумифицированная ступня, которую он добыл в Египте, ползая «как червь» по пещерам.

 

«Это было бы не слишком респектабельно — показаться в Европе по возвращению из Египта без крокодила в одной руке и мумии в другой», — писал монах Фердинанд де Жерамб в 1833 году.

 

Мумий уже не ели, они превратились в аттракцион. Разматывание бинтов стало кульминацией званых вечеров и платных шоу, которые завершались научно-популярными лекциями.

 

«Работа по распеленанию началась. Верхний конверт бинтов из грубого льна был вскрыт ножницами. Слабый запах бальзама, специй и ароматических веществ наполнил комнату, напоминая запахи аптеки. Затем был найден конец бинта, и мумию поставили прямо, чтобы разматывающий мог свободно двигаться вокруг нее… И вот два белых глаза с черными зрачками засверкали своей искусственной жизнью. Это были эмалированные глаза, которые обычно вставляли бережно сделанным мумиям», — так писатель Теофиль Готье описывал шоу, устроенное на Парижской выставке в 1855 году.

 

Мумия для искусства

 

Призывы уважать погребения и прах египтян зазвучали только в конце 19 века. Но, прежде чем успокоиться в музеях, мумиям еще предстояло поработать на искусство. Ими пишут картины.

 

Двести лет европейские художники применяют порошок из мумий в качестве коричневого пигмента. Считалось, что у него хорошая прозрачность, им удобно работать тонкими мазками. Только в 1837 году английский химик Джордж Филд в трактате о красках и пигментах заключает: «Мы не добьемся ничего особенного, размазывая по холстам останки жены какого-нибудь Потифара, чего можно добиться при помощи более приличных и устойчивых материалов».

 

Символическую точку в арт-каннибализме поставил случай, произошедший в июне 1881 года. Английский живописец Эдвард Берн-Джонс собрал на ланч в саду своих приятелей. Один из них рассказал, что недавно получил приглашение посетить мастерскую по изготовлению красок, чтобы глянуть на мумию перед ее перетиранием в пигмент. Берн-Джонс начал спорить: «Наверное, краска названа из-за сходства цвета! Не может быть, что ее делают из тел!» Друзья убедили его в обратном.

 

Художник выбежал из-за стола и вернулся с тюбиком краски «Мумия коричневый». Он заявил, что хочет обеспечить этому человеку достойное погребение. Присутствующие выкопали ямку и торжественно похоронили тюбик с краской. 15-летняя дочь хозяина посадила на могиле цветы.

promo enter_the_ninja february 1, 2015 08:44 1855
Buy for 10 tokens
Всем здравствуйте! На моей странице вы можете найти самые последние новости, увидеть самых горячих девочек, отправиться в самые далекие путешествия, узнать самые последние факты и конечно же встретите самый взаимный френдинг. Делаю рекламу ваших записей в моем блоге. За подробностями…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.